Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения Майминская средняя общеобразовательная школа №3

 

 

 

Тема опыта:

«Социальное проектирование в школе как возможность дополнительного финансирования»

Идея опыта:

 

 

 

 

 

 

                                            Обобщен и составлен:

                                                       Фабричной Еленой Николаевной

 

с. Майма 2011 год


Содержание обобщённого педагогического опыта

Сведения об авторе

Условия формирования опыта

Теоретическая база опыта

Актуальность и перспективность опыта

Новизна опыта

Адресная направленность опыта

Трудоёмкость опыта

Технология опыта

 

 

 


Сведения об авторе

Ф.И.О. Фабричная Елена Николаевна

Образование Высшее. Окончила Горон-Атайский Государственный Университет по двум специальностям: Биолог-преодаватель и Практикующий психолог, 2000 году.

Место работы с 2004 года работаю в МОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа №3». В должности заместителя директора по воспитательной работе с  2007года.

Педагогический стаж (с декретным отпуском) 11 лет

Квалификация в должности зам.директора Высшая квалификационная категория 14 разряд.

Награды Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Алтай. Победитель конкурса «Сердце отдаю детям Республики Алтай -2006», Почетная грамота главы муниципального образования «Майминский район» 2007 год, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Алтай. Призер конкурса «Самый «классный» классный РА -2009»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия формирования опыта

 

Начиная с 2006 года, я принимаю участие в работе форумов, конференций и семинаров, которые проводятся в городе Красноярске Региональной Молодежной Общественной организацией Центром «Сотрудничество». В 2006 году активно участвовала в реализации проекта «Школа – центр общественной активности». Проект был реализован Общественно-просветительским Обществом «Эдукатор» в Ломбоджи (Польша) и КРМО Центром «Сотрудничество» (Россия) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Республики Польша в 2006 году в рамках зарубежной помощи. Это была первая ступень моего становления в реализации социально-значимых проектов. В рамках этого проекта мной был написан первый грант-проект «Безопасность на дорогах наше общее дело» и опубликован в сборнике «Школа – центр общественной активности». Этот проект был профинансирован, а так же на республиканском конкурсе социально-значимых проектов получил первое место. Написанию проекта предшествовало посещение недельных курсов и семинаров на базе КРМО Центра «Сотрудничество». Обучение проходило с несколькими регионами, в их число входили: Республика Алтай, Алтайский край, Республика Хакассия, Пермский край и другие. Мы смогли поделиться опытом проведения воспитательной работы в школах и узнать о работе других регионов. Сотрудники центра провели обучающие семинары по проектной деятельности и дали мастер-классы, на которых мы смогли сделать наброски будущих проектов.

В 2007 году я провела первый свой семинар по написанию социально-значимых проектов на базе районного Центра Детского Творчества. Он был адресован педагогам организаторам и заместителям директоров по ВР. В этом же году провела три мастер-класса для детей.

В 2008 году я вместе с учащимися 8-х классов разработала проект «Экология березовой рощи», с которым мы приняли участие в межрегиональной интенсивной Школе «Рост» для общественно-активных школ. Уже не только я, но и наши ученики смогли научиться правильному составлению проектов. Вдохновившись идеями Школы «Рост», приехав домой, нами был разработан проект «Мы за здоровое поколение России». Реализованный в 2009 году проект не только получил нужное финансирование, но и стал победителем республиканского конкурса социально-значимых проектов. Одна из участниц проекта, Парешина Алина, получила приз – поездку на Президентскую Ёлку в Москву.

В 2009 году, создав проект «Школьное телевидение» и выиграв отборочный тур, я опять еду в Красноярск на V Общероссийский форум по развитию общественно-ориентированного образования «Общественно-активная школа: фокус на ребенка». В нем приняли участие 98 человек из 57 городов. Организатором форума был КРМО Центр «Сотрудничество». На форуме затрагиваются проблемы и даются пути решения социального проектирования и внедрения его в школы.

С 2010 года я провожу семинары по социальному проектированию для педагогов своей школы.

Нужно заметить, что координатором поездок в город Красноярск, были сотрудники РОО ОИсД «Возрождение». Именно они подхватывали идеи проведения семинаров у нас в Республике Алтай. Ежегодно проводилось по 5-6 обучающих семинаров для педагогов. Что, конечно, тоже влияло на формирование умений и навыков правильного составления проектов. Именно сотрудники «Возрождения» помогли выдвинуть мой первый социально-значимый проект «Безопасность на дорогах наше общее дело» на конкурс грантов, где он получил финансовую поддержку, как от муниципалитета, так и от региона, на общую сумму 38 000 рублей. Это позволило приобрести в школу нужное оборудование для работы по пропаганде  безопасности дорожного движения.


Теоретическая база опыта

 

После того, как я получила практические навыки разработки социально-значимых проектов, мне понадобилось восполнить недостаток знаний теоретических основ его написания. Я ознакомилась с несколькими источниками по этой теме и проанализировала их.

Корнетов Г.Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы: Учебное пособие. М., 2009. Основной мыслью этого автора является выявление противоречий «сегодняшнего» образования и «старых методов советской педагогики». В книге дается подробный практикум по социализации учителя и превращения его из учителя-тирана в учителя фасилитатора. Вот некоторые выдержки из книги, наиболее ярко отражающие методы социального проектирования:

«…

- противоречие между педагогическими целями учителя и жизненными устремлениями, интересами, целями ребенка, что часто приводит к отторжению учащимся педагогических усилий наставника, к столкновению их воль, к резкому снижению эффективности образовательной деятельности учителя, который оказывается вынужденным не столько заботиться о развитии учащегося, сколько принуждать его учиться;

- противоречие между деятельностной природой образования и социальной невостребованностью подавляющего большинства продуктов учебной деятельности, что во многом лишает смысла эту деятельность;

- противоречие между задачами образования ребенка, как полезного члена общества, способного играть определенные социальные роли, выполнять социальные функции, решать общие задачи, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, преследовать совместные цели, а с другой стороны, его воспитания и обучения как уникального индивидуального существа с особым неповторимым жизненным миром, как человека, способного к самореализации, достижению личного жизненного успеха, удовлетворению собственных потребностей и интересов;

- противоречие между необходимостью осваивать в ограниченный промежуток времени, с одной стороны, огромный объем систематизированных, «готовых», изначально отчужденных от ребенка знаний, умений и навыков, а с другой – обеспечить самостоятельное освоение содержания образования («поиск истины»), обеспечивающее усвоение способов самостоятельного добывания и использования знаний, изначально наполненных для каждого ребенка определенным личностным смыслом».

Подводя итог, можно отметить, что в книге даются механизмы, обеспечивающие, по словам автора, подготовку к жизни в обществе на основе системной социализации. И одним из таких механизмов является умение работать на социум и создавать проекты нужные для людей.

Казанцева Н.А. Общественно-активные школы: опыт добровольческих инициатив. Красноярск, 2002. В этой работе внимание акцентируется на то, что добровольчество - это одно из течений общественно-активных школ, которое неразрывно связано с социально-проектной деятельностью. В книге затронуты аспекты социализации добровольцев. Даны инструкции и механизмы создания добровольческих отрядов и дружин. Даются практические советы по направлениям социально-значимых проектов.

Насонова Е.В. Новые ценности образования: Открытое образование. М., 2006. Вып. 3 (27). В большей степени теоретические основы проектной деятельности можно найти в этой книге. Основная мысль книги ярко выражена в следующих словах: «…Для того, чтобы соответствовать требованиям времени, организации были вынуждены искать новые формы работы, все чаще стали звучать слова демократия, открытость, гражданские инициативы. Такие стремительные перемены коснулись и образовательной сферы, в первую очередь общеобразовательной школы. Именно идеи общественно-ориентированного образования позволили по-новому посмотреть на общественное участие в развитии образования и возродить многие позитивные традиции советской школы. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит ей выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества и, тем самым, минимизировать последствия кризиса в местных сообществах…..»

Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действия / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М., 2007. Я считаю, что эта книга может быть адресована всем тем, кто работает во внеурочное время с детьми школьного возраста и занимается социальным проектированием. В ней можно найти как теоретические, так и практические инструментарии, позволяющие более эффективно построить социально-проектную деятельность с детьми.


Актуальность и перспективность опыта

 

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимися конструктивных путей решения актуальных проблем   современного общества.

Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация  проектной деятельности школьников - работа, которую следует отнести к современным инновационным образовательным технологиям. Данное социально-практическое направление требует последовательного решения  нескольких дидактических задач:

Мой опыт опирается на современный Закон об Образовании и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В Статье 11.8. «Индивидуальный проект», выдвигаются требования к результатам выполнения индивидуального проекта (этот проект может быть и социально-значимым):

1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами.

Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин этому несколько, корни лежат не только в сфере педагогики, а, главным образом, в сфере социальной:

-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

-значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы всегда предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы»: теоретическая проблема – ее решение; практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

 

1

 


Новизна опыта

 

В моем опыте можно проследить несколько новых тенденций. К ним относятся:

      комбинации элементов известных новых методик: фокус-группа, фандрайзинг, 4 проблемных вопроса, релаксационный практикум;

      новые организационные единицы для педагогов такие как: Проблемная лаборатория, Школа педагогического мастерства

      своеобразное формирование добровольческого движения.

   Итак, для семинарской работы со взрослыми и детьми мною используются вышеназванные методики, они работают либо частично, либо в комплексе, используя некоторые элементы.

Фокус-группа - удобная методика для масштабных экспресс опросов. Она даёт возможность выяснить множество аспектов по заданной теме, а также охватить большое количество людей. Для проектной деятельности эта методика используется при работе со статистическими данными и мониторингом. Поэтому ей обучаются как дети, так и педагоги. В описании технологии к опыту даётся более подробное описание этой методики.

Основа проектной деятельности - это применение методики «Четыре проблемных вопроса». Данную методику можно использовать любому управленцу при работе с аудиторией в семинарском режиме.

Релаксационный практикум желательно использовать в таких формах работы как научно-практическая конференция, Совет педагогов, педагогические чтения, семинарские занятия. Эта методика направлена на сплочение группы, соблюдение здоровье-сберегающих технологий, быстрое включение в активную деятельность.

Фандрайзинг имеет особое место в социальном проектирование. Чтобы понять эту методику с аудиторией приходится проводить не один практикум.

На базе школы созданы и работают такие организационные единицы как:

                      Проблемная лаборатория, где обсуждаются успехи и неудачи определенных этапов выполнения проекта;

                      Открытая Школа педагогического мастерства, где учителя могут восполнить свои пробелы в знаниях социального проектирования, научиться составлять план проекта, писать бюджетную основу проекта.

Все социально-значимые проекты строятся на базе добровольческих (волонтерских) движений. В нашей школе, при написании и выполнении проектов, каждый класс превращается в дружину добровольцев. Ежегодно, в рамках акции «Весенняя неделя добра», учащиеся реализуют свои проекты и во время проведения школьного «Дня науки и творчества» презентует его остальным участникам образовательного процесса. Социально-проектная деятельность входит обязательным пунктом воспитательной системы классов и школы.


Адресная направленность опыта

 

Данный опыт могут использовать административные работники и сотрудники управляющих структур при организации обучающих семинаров по социальному проектированию. Также этой информацией могут воспользоваться классные руководители и организаторы школ. Технология опыта проста и может быть использована как частично, с применением отдельных методик для использования в образовательном процессе, так и комплексно - для создания социально-значимых проектов.


Трудоёмкость опыта

 

Для того, чтобы заниматься социально-значимым проектированием, нужно понимать какие плюсы может обеспечить вам проект. И, в первую очередь, иметь хорошие теоретические знания об истории и технологии социального проектирования.

     Основные трудности при написании грант-проектов заключаются в четырех пунктах:

                краткая аннотация проекта

                обоснование необходимости проекта

                бюджет

                комментарии к бюджету.

«Краткая аннотация» сложна тем, что именно здесь необходимо выразить суть всего вашего проекта в нескольких словах и это должно занимать не более половины листа. 

От того, как вы напишите раздел «Обоснование необходимости проекта», зависит успех финансирования вашего проекта. Именно здесь необходимо кратко и лаконично доказать почему этот проект актуален для социума и вас лично. Выражать мысли нужно как можно более простыми и доступными словами.

Бюджет и комментарии к нему требуют основательной проработки и практических навыков. Это самый сложный этап написания программы, чаще всего здесь могут быть допущены ошибки и не учтены важные нюансы.

Основные трудности при проведении организационных единиц.

Проблемы условно можно классифицировать на следующие группы:

А) Психологического характера. Сюда можно отнести:

                боязнь того, что не получится. Но надо помнить: не получается только у того, кто не пробует.

                Нежелание участников работать и изучать материал. Здесь подойдет принцип: «насильно мил не будешь» Нужно постараться «зажечь» аудиторию и работать только с теми, кто хочет научиться. Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет, ищет причины.

                Всё новое «отторгается и воспринимается в штыки», поэтому следует соблюдать эффект постепенности и дозировать новшества. Не выставлять сразу весь «арсенал» методов и приемов, а иметь «рояль в кустах».

Б) Информационно-методического характера. Не хватка информации и слабая методическая копилка может отразиться на проведении семинаров. Поэтому, следует в начале работы хорошо теоретически подготовиться и найти нужные формы и методы работы с аудиторией. Особо сложные методики апробировать сначала в малых группах, а потом выносить на аудиторию (к ним относится фокус-группа и фандрайзинг).

В) Практического характера. Не все методики сразу дают результат и легки в применении. Чем чаще их использовать, «оттачивать» и «набивать руку», тем лучше и четче они будут получаться.

Дорогу осилит идущий, поэтому не следует отчаиваться, когда что-то не получается, а следует адекватно оценить и проанализировать. Одной из особенностей социального проекта, является то, что во время его реализации идет постоянная корректировка действий. А также важно учитывать и фиксировать его минусы, недочеты чтобы при написании следующего проекта постараться минимизировать промежуточные ошибки и недочеты.


Технология опыта

 

Сегодня, для обеспечения качества образовательного процесса и успешного решения инновационных задач, необходимо формировать целостный педагогический коллектив. Проектная методика позволяет решить эту проблему.

   Может ли идея одного человека стать идеей общешкольного проекта?

   Как мотивировать педагогов на совместную деятельность в рамках общешкольного проекта?

   Как спланировать общешкольный проект?

   Каковы должны быть критерии оценки общешкольного проекта и что должен делать завуч в роли организатора?

   Как организовать обучение через желание?

   Как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность?

Ответы на эти и многие другие вопросы отражены в описании моего опыта.

 

Цель: Обобщение опыта социального проектирования с педагогическим коллективом и детьми, на основе разработанных образовательных единиц.

Задачи:

   Познакомить с такими новыми образовательными единицами, как Проблемная лаборатория и Школа  педагогического мастерства;

   Рассказать о четырех инновационных методиках применяемых при работе с социальным  проектированием;

   Раскрыть теоретическую базу написания социально-значимых проектов;

   Поделиться методическими наработками в социальном проектировании.

 

         Образовательные единицы: Проблемная лаборатория и Школа  педагогического мастерства.

Эти образовательные  единицы созданы исключительно для педагогов, желающих освоить методику социального проектирования. Школа педагогического мастерства предполагает знакомство педагогов с методикой социального проектирования, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением его структурных элементов. Данный курс обучения представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую будут накладываться основные навыки ведения социальной деятельности педагогов. Школа педагогического мастерства работает в добровольном режиме и обеспечивает ликбез знаний по социальному проектированию. Целевая аудитория - классные руководители. В рамках Школы проходит  9-ти часовой элективный курс, который включает в себя четыре семинара-практикума и один мастер-класс. Темы семинаров- практикумов:

   «Методика проектирования: определение, сущность, типология»

   «Структура проекта, его основные элементы»

   «Информационный дизайн проекта»

   «Защита проектов: основные правила и процедура».

Мастер-класс «Как правильно выбрать тему проекта».

Проблемная Лаборатория, как образовательная единица, следует за Школой педагогического мастерства и является ее логическим завершением, но проводится через определенно отпущенный срок, данный для выполнения проектов. Лаборатория включает в себя такие формы работы с педагогами как:

   научно-практическая конференция,

   педагогическая выставка,

   диспуты и дискуссии,

   консультации.

Фактически она является рефлексивной площадкой, где идет обсуждения полученных результатов. Консультации педагогам выдаются как в индивидуальном, так и в групповом порядке. Промежуточным этапом работы с педагогами является Научно-практическая конференция и выставка проектов. Завершающим этапом проходит диспут-клуб, на котором подводятся итоги работы разных групп.

 

Инновационные методики, применяемые при работе с социальным  проектированием.

В своей практике я часто использую следующие методики:

Фандрайзинг.

Фандрайзинг – это сбор средств индивидуумов и организаций на реализацию социально – значимых проектов. Такие проекты решают проблемы поддержки образования как сферы создания общественного знания, поддержки духовной и культурной среды общества. Чтобы осуществить поиск средств нужно подготовить план по убеждению спонсоров и сильные аргументы, чтобы они согласились финансировать деятельность. Важно помнить, что вы не просто ищете денег, а стремитесь продать спонсору свою идею и установить с ним партнерские отношения. Для этого нужно полностью собрать всю информацию о спонсоре и заинтересовать его. Предварительная подготовка в области фандрайзинга.

Прежде, чем приступить к составлению заявки, нужно ответить для себя несколько вопросов:

   почему вы считаете актуальной ту проблему, к решению которой стремится ваша организация?

   каких конкретных результатов вы собираетесь достичь?

   ваша заявка касается долгосрочного проекта или разового мероприятия?

   какие потенциальные источники финансирования вы определили для своего проекта?

Основные этапы:

   Отбор потенциальных дарителей.

   Телефонный звонок в фирму для установления контактного лица, работающего с обращением на фирму.

   Письмо – обращение к потенциальному дарителю.

   Встреча с потенциальным дарителем.

Документы для фандрайзинговой деятельности.

Спонсорский пакет (представляет собой презентационно оформленный набор юридических, творческих, программных, финансовых документов, демонстрирующих эффект спонсируемого мероприятия):

Литературное описание проекта – составляется в форме статьи с выделением наиболее значимых для спонсора деталей. Определяет значение проекта для страны, региона, города, целевых групп. Намечает направления рекламы для проекта и спонсора.

Поддержка проекта – указываются наименования и доказательства поддержки государственных структур, престижных учреждений науки, культуры, известных и уважаемых людей, а также доказательства поддержки (решения, рекомендательные письма).

Программное описание проекта – место проведения, сценарий проекта, повременную программу; перечисляются авторы, организаторы и участники.

Бюджет проекта – максимальная и минимальная стоимость проекта, указывается часть расходов организаторов, а также расходы, которые должны быть покрыты за счет спонсорских взносов.

Спонсорские градации – титульный спонсор (100%стоимости проекта, название организации – спонсора включается в название проекта), генеральный спонсор (50%), официальный спонсор (25%), спонсор – участник (10%), информационный спонсор (СМИ, технические спонсоры, оказывающие помощь товарами или услугами).

 

Фокус-гуппа.

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения. Эта методика хороша для сбора информации и проведения социальных опросов, которые наглядно показывают сложившуюся ситуацию в микрорайоне школы или любой другой географическое единицы. Составив мониторинг на базе исследований по методике фоус-группы, вам предоставляется возможность аргументировано обосновать необходимость вашего социального проекта.

Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

Технология этой методики: Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек. В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме. После завершения обсуждения наблюдатели анализируют полученные материалы. Во время обсуждения они фиксировали основные мысли, эмоции. К числу достоинств методики фокус-групп можно отнести:

    максимальную возможность для свободной генерации новых идей;

    разнообразие направлений использования данного метода;

    возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;

«4 проблемных вопроса»

Методика – «4 проблемных вопроса» по моему мнению, именно с нее должна начинаться работа над социальны проектом. Она является отправной точкой, в ходе проведения методики вырабатываются стратегические решения в направлении и теме проекта. «4 проблемных вопроса» предполагают работу в группе и некий «мозговой штурм». Более эффективно работает методика, если принимают участие в ней несколько групп желающих заниматься различными проектами. Технологи методики: Группы работают в интерактивном режиме. Получают ватманы, разделенные на четыре части, в каждой из них имеется вопрос. Ответы на них нужно записывать в определенной последовательности. Но прежде, нужно определить проблему, которую вы хотите решить. Проблема должна быть сформулирована лаконично и состоять из  двух-трех словосочетании, например, «Дети курят» или «Нет стадиона» или «Дети не читают» и тому подобное. После определения проблемы, группы начинают работать над первым вопросом Вопрос №1: «Как должно быть?» ответ должен содержать, не менее пяти реплик и быть не односложным.(напоминаю, что группы работают в режиме мозгового штурма) После проработки первого вопроса переходим ко второму. Вопрос №2 «Как должно быть?» так же несколько реплик, которые вписываются на ватман. Есть, возможность дать работать каждому члену группы, выдавая стикеры, которые заполняют и клеят сразу на ватман. Вопрос№3 «Почему есть, как есть, а не как должно быть?». После заполнения третьего сектора переходим к последнему четвертому вопросу. Вопрос №4 «Что нужно сделать для того, чтоб стало, как должно быть, а не как есть?». При проработке этих вопросов можно более четко сформулировать цель, задачи и актуальность проекта.

 

Релаксационный практикум

Практикум включает несколько упражнений, к ним относятся игры «ледоколы», которые помогают участникам группы лучше понять друг друга и познакомиться. Их проводят для групп незнакомых друг с другом участников. После проведения игры формируется комфортная психологическая обстановка и появляется соответствующий настрой на совместную творческую деятельность. К таким играм можно отнести: «А Я - Заяц, А Я – рядом, А Я – тоже».

В группах знакомых участников нужны игры-приветствия,  помогающие настроиться на совместную работу, игра позволяет расслабиться, встряхнуться участникам, поднять эмоциональный тонус группы. Это, например, «Комплимент», «Ассоциации», «Обмен визитками».

В практикум также входят игры-разминки, которые проводятся в течение работы научно-практической конференции, Совета педагогов, педагогических чтений, семинарских занятий. Задача этих игр состоит в том, чтобы снять физическое напряжение, эмоционально разрядиться. Часто используемые мной игры-разминки это «Домики гномики», «Ипподром», «Дождик» и другие.

 

 

Теоретическая  база написания социально-значимых проектов.

Социальный проект – это особая форма организации деятельности, способствующая достижению социально значимого результата в установленные сроки посредством заранее определенной последовательности и способов действий. Любой проект должен быть направлен на достижение четко сформулированной цели; иметь заранее определенную последовательность и способы действий; реализовываться с использованием ограниченного количества ресурсов; осуществляться в установленные сроки; оцениваться на основе конкретных показателей (количественных и качественных), которые разрабатываются до начала выполнения проекта.

Каждый проект имеет несколько разделов, в которых заявитель демонстрирует свою компетентность в предлагаемой к решению проблеме. Для этого автор проекта в заявке описывает положение дел по избранной проблематике в регионе или конкретной местности, где планирует реализовать проект, грамотно и корректно выделяет цели, задачи и способы их решения, описывает, какие действия, в какой последовательности, кем и с использованием каких ресурсов планируется предпринять для решения поставленных задач, как будут отслеживаться и оцениваться полученные результаты.

Проекты, направленные на решение социальных задач, пишутся с учетом следующего правила:

Проект пишется простым, без употребления специальной терминологии языком (используемые специальные термины и аббревиатуры должны быть объяснены в тексте заявки), чтобы проблематику вашего проекта поняли даже те, кто никогда не слышал о чем-либо подобном ранее.

Структура проекта такова:

Титульный лист (оформляется исходя из положения гранта) чаще всего пишется проектная линия, название проекта, обозначается организация заявитель, указываются банковские реквизиты, организаторы проекта их данные, срок выполнения проекта (иногда он ограничивается грантодателем), полная стоимость проекта, имеющиеся средства, требуемые средства, сведения о ранее полученных грантах.

 

 

 

Краткая аннотация проекта

Здесь вы должны именно кратко изложить всю суть вашего проекта, перечислив все мероприятия, которые собираетесь сделать. Указать этапы реализации и сроки проекта.

Краткое представление организации

Вы рассказываете о деятельности вашей организации-заявители на грант (часто, гранты могут получать только юридические лица, зависит от правил гранта) Поясняете цели и задачи организации, ее заслуги и успехи, возраст. (к документам на подачу гранта обязательно прилагать ксерокопию устава организации)

Обоснование необходимости проекта

Самое читаемое грантодетелями.  Поэтому, описывая проблему, рассказывайте о существующей ситуации в стране в целом и вашем регионе конкретно, демонстрируя свою компетентность с помощью статистических данных, ссылок на научные и публицистические источники. Способы разрешения проблемы, на которую направлен проект, должны быть реалистичны и иметь, социальную направленность, а сроки реализации проекта, как правило, определяются условиями конкурса. Не предлагайте на конкурс проекты, описывающие ваши повседневные задачи и должностные обязанности. Готовя проект, найдите аргументы, объясняющие необходимость решения заявленной проблемы именно проектным способом (в дополнительное время за дополнительные деньги). Объем этого пункта должен не превышать одной страницы.

Цели и задачи

1.Необходимо помнить, что цель проекта – это «перевернутая проблема», то есть, грамотно определив проблему, целью проекта выбирают способ её разрешения. Задачи проекта – это конкретные шаги на пути к достижению цели проекта, то есть устранение причин возникновения проблемы.

2. Цели проекта должны быть:

- конкретными и измеримыми;

- рассчитанными на срок реализации проекта,

- достижимыми,

- взаимно поддерживающими.

3. Задачи проекта – конкретные, поддающиеся измерению изменения той ситуации, которая в первом разделе была описана как проблема.

4. Задачи социальных проектов делятся на несколько категорий:

- организационные (сформировать группу…, организовать клуб…, оборудовать кабинет…);

- учебные (передать технологию…, обучить группу волонтеров, консультантов…);

- методические (разработать программу…, выпустить методическое пособие…, распространить технологию в регионе…),

- информационные (выступить в СМИ о реализации проекта не менее трёх раз…, провести цикл лекций…),

- координационные (скоординировать работу заинтересованных ведомств…, объединить усилия общественных организаций и государственных учреждений…).
Проект не должен иметь слишком много задач (обычно – от 3 до 5); лучше, если эти задачи из разных категорий: организационная + учебная + методическая.

Описание проекта

Из этого раздела грантодателю должно быть понятно, что, будет сделано в процессе реализации проекта, кто будет работать над проектом, как будет осуществляться деятельность по проекту, когда и в какой последовательности будут осуществляться запланированные мероприятия, какие ресурсы (собственные и полученные для реализации проекта от грандодателя) будут привлечены. Под ресурсами понимаются исполнители, оргтехника, помещения, финансирование и т.п.

Календарный график исполнения проекта

Выполняется в табличной форме, где подразделяется несколько граф: № по порядку, Содержание мероприятий, сроки, исполнители или ответственные. Графы могут вами варьироваться и иметь другие разделы.

Результаты проекта

Результаты проекта вытекают непосредственно из его задач: цели и задачи переформулируются в желаемые результаты с предельной конкретизацией критериев достижения желаемого. Желаемые результаты должны быть соотнесены с запланированными временными рамками; необходимо выявить и описать причинно-следственные связи между деятельностью по проекту и достигнутыми результатами. Должны предусматриваться как количественные (столько-то человек привлечено и /или обучено, столько-то экземпляров методических материалов выпущено и распространено и т.п.), так и качественные результаты (повторный опрос показал изменение отношения к проблеме группы экспертов, волонтеров или иной группы респондентов).

Механизм оценки результатов

Здесь необходимо указать, как вы узнаете, что поставленные цели были достигнуты, каким образом, с помощью каких методов, из каких источников вы будете получать информацию, чтобы оценивать эффективность вашей работы.

Эффект проекта в долгосрочной  перспективе

Название раздела говорит само за себя. На сколько ваш проект может оказаться действенным после его окончания. Указываются перспективы развития уже без вложения денег.

Бюджет и комментарии к бюджету.

Самый трудоемкий пункт проекта. Советую составлять его с бухгалтерами, чтоб избежать ошибок при расчетах и нюансах. Сам бюджет выполняется в табличной форме. Существует несколько статей расходов. Сколько их будет, зависит от вашего проекта.

 

 

Привожу самые распространенные:

1. Оплата труда штатных сотрудников (сотрудников может быть несколько)

Должность по проекту, ФИО исполнителя

 

Оплата труда*

руб/мес.

Занятость в проекте  %

Оплата труда по проекту

руб/мес.

Занятость в проекте

Мес.

Всего

Руб.

Имеется у заявителя

(руб.)

Требуется

(руб)

Фабричная Елена

Николаевна, руководитель

проекта

 

2000 руб.

 

70 %

 

36

50400

 

50400

 

     -

Итого

 

 

 

 

 

50400

 

 

* - при условии полной занятости

2. Аренда помещения

Наименование

Оплата

руб/мес

Всего (руб.)

Имеется (руб.)

Требуется (руб.)

Аренда студии

600

21600

21600

-

            Итого

 

 

21600

-

 

5. Оборудование

Наименование оборудования

Цена

    руб.

Количество

Всего

Руб.

Имеется у заявителя

        руб.

Требуется

      руб.

Компьютер

18000

2

36 000

36 000

-

Цифровая видеокамера

25 000

1

25 000

25 000

-

Цифровой фотоаппарат

   5 000

2

10 000

10 000

-

Видеоплеер

 

1

7 000

7 000

-

Телевизор

35 000

1

35 000

-

35 000

Итого

 

 

 

78 000

35 000

 

6.Расходные материалы, канцелярские принадлежности

 

Наименование статьи затрат

Стоимость

1штхруб.

Кол-во

мес. (шт.)

Всего

 

руб.

Имеется у заявителя

руб.

Требуется

 

руб.

Дики

18

100

1800

-

1800

Флеш-карта

725

1

725

725

 

Бумага

130

5 пач.

650

-

650

маркеры

25

20

500

-

500

Итого

 

 

 

725

2950

 

Комментарии к бюджету пишутся в свободной форме. Например: «Оплата труда. Люди, которые работают над данным проектом, являются добровольцами  и работают в свободное от работы время.

              Оплата труда сотрудников проекта взята из расчета бухгалтерии Министерства образования и науки Республики Алтай.

 

В заключении пишется: Полученные средства будут израсходованы в полном соответствии с рабочим планом, бюджетом.

              Полномочным распорядителем гранта является руководитель проекта. Финансовый отчет ведет она же. По окончанию выполненной работы руководитель составляют аналитический и финансовый отчет.

В целях недопущения наиболее распространенных ошибок при подготовке заявки на участие в конкурсном отборе проектов необходимо:

1. Изучить всю информацию о проведении конкурсного отбора проектов. Как правило, информация размещается в Интернете на сайтах организаций-грантодателей.

2. Проверить, соответствует ли ваша организация требованиям, предъявляемым Положением о проведении конкурсного отбора, к статусу, опыту деятельности и возможностям организации-заявителя, в том числе на предмет соответствия её организационно-правовой формы; наличия опыта деятельности по заявленной в конкурсе тематике; наличия собственных средств на реализацию планируемого проекта; возможности привлечения благотворительных средств в период реализации планируемого проекта; готовности предоставить копии документов, прилагаемых к заявке в соответствии с требованиями Положения о конкурсе; наличия кадровых, организационных, технических и иных возможностей для реализации в рамках проекта всех мероприятий, заданных организацией-грантодателем в качестве обязательных.

3. Получить письма поддержки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых планируется реализация проекта, учреждений и организаций, на базе которых предполагается проведение проектной деятельности. В письмах поддержки дается оценка значимости проекта для решения актуальных социальных проблем, а в письмах руководителей организаций-соисполнителей должны быть указаны конкретные виды работ, которые они готовы выполнить в рамках проекта.

4. Заполнить заявку на участие в конкурсном отборе в строгом соответствии с требованиями и выслать её в адрес организатора конкурса в сроки, оговоренные условиями конкурса. Информация о ходе проведения конкурса проектов, как правило, размещается на Интернет-портале организатора конкурса.


Результативность опыта

Самым главным результатом считаю то, что мною лично написано 12 проектов, пять из которых были заявлены на грант и четыре из них получили финансовую поддержку. К ним относятся, «Безопасность на дорогах наше общее дело» - 38 000 рублей, «Школьный сайт» - 12 000 рублей, «Мы за Здоровое поколение России» - 20 000 рублей, «Школьный телеканал МСоШ» - 30 000 рублей. Остальные проекты были реализованы в рамках школьной «Недели добра». 

Еще одним не маловажным результатом считаю, что в течение последних двух лет учащиеся нашей школы активизируясь в добровольческие дружины, проводят вместе с классными руководителями мини социальные проекты, таковых в арсенале школы уже 39. Самые яркие из них: «Создание группы «Аист»» (армия спасения для тех кому трудно), «Скажи спасибо!», «Подари сердце людям», «Сигарету на конфету», «Оранжевое солнце»,  «Воздушная радость», «Экологический марш», «Мы есть», «Письмо бабушке», «Посылка в армию», «Дружина разнорабочих», «Мы вожатые» и другие.

Одним из результатов опыта считаю, то что после моих обучающих единиц, социальным проектированием стали заниматься 6 педагогов школы в которой я работаю и 4 педагога других образовательных учреждений. Практика работы по социальному проектированию расширяется и становится популярной среди учащихся и учителей. Группы организуются уже без моего участия самостоятельно.


Литература

 

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. с.108-115.

2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. с. 21-27.

3. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М: Эврика, 2003.

4. Корнетов Г.Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы: Учебное пособие. М., 2009.

 

5. Казанцева Н.А. Общественно-активные школы: опыт добровольческих инициатив. Красноярск, 2002.

 

6. Насонова Е.В. Новые ценности образования: Открытое образование. М., 2006. Вып. 3 (27). 

 

7. Сакович И. Школа и денежные потоки: взгляд со стороны / И. Сакович // Нар. образование. – 2006. – № 10. – С. 126–130.


8. Сбитнева В. Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В. Б. Сбитнева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 37–40.


9. «Свой мир мы строим сами» : проекты победителей Всерос. конкурса образоват. и социальных проектов / сост. В. П. Голованов. – М : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 61 с. (Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).


7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практич. пос. для работников общеобраз. учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.


8. Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с. : ил. – (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).

 

9. Социальное проектирование – шаг к гражданскому обществу. Авторы и сост.: Будкова

Л.А., Черных М.Ф., Томск, РЦРО, 2006.

 

10. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действия / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М., 2007. 

 

11.Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.

 

12.Талашова В. Мир станет лучше / В. Талашова, Н. Никандрова // Граждановедение :

прил.К«Учит. газ.». – 2006. – 20 апр. (№ 16). – С. 3. Конкурс социальных проектов в г. В

логде.

 

13.Тема проекта: «Наш пруд» // Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в

адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М. : Центр «Пед. поиск», 2001. – С.

277–283.

 

14.Хорева Е. М. Общественные объединения и ученическое самоуправление / Е. М. Хор

ва // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 44–46.

 

15.Шургина С. А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании /

С. А. Шургина // Справ. рук. ОУ. – 2006. – № 8. – С. 22–30.

 

16.      http://www.eurekanet.ru

 

17.      http://edu.mcfr-ep.ru

 

18.      http://www.websib.ru

 

19.      http://www.mschools.ru

 

20.      http://ps.1september.ru

 

1