Елена Фабричная: «Учитель — это альтруист»
Учительство — не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать.
Уйти на долгий подвиг и мучение,
Но в этом видеть свет и благодать.
Несколько лет назад в Майминскую школу № 3 пришел молодой педагог Елена Николаевна Фабричная и, вскоре, школьная жизнь как будто стала стала ярче. Своим творческим зарядом, неугомонностью, она заразила и учителей, и ребят. Как говорят сами учащиеся, с Еленой Николаевной и школьные праздники, и уроки биологии, которые она преподает — это всегда нечто незабываемое и очень интересное. И, детям хочется верить, ведь этот человек — настоящий сгусток идей, энергии, и просто, позитива.
Сегодня, заместитель директора по воспитательной работе Майминской СОШ № 3 Елена Николаевна Фабричная — гость нашей редакции.
- Расскажите, как Вы пришли в профессию педагога?
- Наверное, во многом, благодаря своей маме Севидовой Татьяне Федоровне, много лет проработавшей учителем математики. Ее любовь к профессии, к которой она всегда относилась с таким самоотречением, предалась и мне. Так что, считаю себя потомственным педагогом. Нельзя сказать, что работа на этом поприще была моей мечтой, но когда я пришла в школу, к детям, мне это понравилось. Дети — они такие позитивные, с ними не соскучишься. Я не просто даю им знания, а сама постоянно чему-то учусь у них, и это здорово.
- Вы - выпускница Майминской СОШ № 3, ваша мама трудилась здесь, получается с этой школой у вас связана вся жизнь...
- Да с третьей школой связано немало. Могу сказать, что в школьные годы я не блистала сплошными пятерками, была средним учеником. Настоящий интерес к учебе пришел в старших классах, а потом в университете. Биолого-химический факультет ГАГУ я окончила с красным дипломом. Тогда, выйдя из стен вуза молодым специалистом, я и не предполагала, что судьба снова приведет меня в родную школу.
- Как это случилось?
- Получив диплом, я достаточно долго искала себя, даже пробовала заняться частным предпринимательством, а именно психологической практикой, поскольку эта сфера меня всегда очень интересовала. Я открыла свою психологическую студию, работала с беременными женщинами - помогала будущим мамочкам подготовиться к рождению малыша. Мне это было близко, так как действенность предлагаемых методик я испытала на себе, когда ждала ребенка. И не безрезультатно — дочка родилась очень легко.
Однако, бизнес оказался непростым делом, и я решила попробовать себя в педагогической деятельности. Моим следующим местом работы стала Майминская СОШ №1, где я вела театральный кружок. Это было интересно, но не совсем мое, по специальности я, все-таки, учитель биологии, хотелось работать по специальности.
Вскоре, директор Майминской СОШ № 3 Надежда Нифантьевна Рождественская пригласила меня в родную школу на должность педагога-организатора с той перспективой, что в дальнейшем мне выделят часы на преподавание биологии.
Первое время я была в школе, что называется, специалистом широкого профиля, занималась организаторской деятельностью, параллельно вела уроки этики, а спустя год мне дали часы по биологии.
- Как Вы себя чувствовали в роли педагога-организатора?
- Знаете, мне, как человеку творческому, это нравилось. Меня постоянно окружали дети, мы что-то придумывали вместе. Как правило, наши совместные задумки получались интересными и позитивными.
- Ваше имя сегодня хорошо известно в среде учителей, благодаря неоднократным, ярким победам в различных педагогических конкурсах.
- Я охотно участвую в таких мероприятиях, это всегда ценный опыт. Конкурсы помогают расти профессионально, развиваться творчески, оттачивать коммуникативные навыки.
Свое первое «боевое крещение» я прошла в районном конкурсе «Сердце отдаю детям» в 2006гду, где завоевала третье место. А в этом же конкурсе, но уже республиканского уровня, я стала первой. Было очень приятно, я тогда внутренне самоутвердилась, почувствовала себя увереннее. А в 2008-м в республиканском конкурсе классных руководителей «Самый классный, классный» мне досталось второе место.
Я не раз пыталась проявить себя в различных заочных конкурсах, так, в этом году собираюсь уже в четвертый раз участвовать в республиканской ярмарке педагогических инноваций.
Еще один полезный для меня опыт — подготовка детей к различным конкурсам, приходится многому учиться вместе с ребятами. Например, когда я готовила детей на конкурс «Безопасное колесо», мне пришлось выучить правила дорожного движения, что позволило мне самой сесть за руль автомобиля.
- Много творческих идей уже удалось реализовать в школе?
- Достаточно много, а задуманного еще больше, жаль, не хватает времени. Сейчас хочется довести до ума наш проект «Школьное телевидение». Ребята прямо горели, когда занимались созданием новостей социальных роликов. У нас все по-настоящему - операторы, телеведущие, журналисты. Было снято много материала из жизни школы, но думаю, это только начало, все самое интересное у нас еще впереди.
- А какая Вы дома, со своими детьми?
- Есть такая шутка «- Вы устаете на работе? Да вы что! У меня двое детей и муж! На работе я отдыхаю». Отчасти это про меня (смеется). Признаюсь, работа в школе затягивает, не всегда в течение недели хватает времени на собственную семью. Стараюсь компенсировать этот пробел в выходные, выезжаем с детьми и мужем в бассейн, геймерклуб, или просто выбираемся на природу. Я по жизни творческий человек, и дома тоже. Постоянно что-то выдумываю, и мои родные ждут этого от меня. Так что, нашей семье не бывает скучно.
- На своих уроках, вы строгая?
- Наверное, первые несколько занятий детям приходится ко мне привыкать, ведь я — натура эмоциональная, где-то даже взрывная. Вне уроков мы с ребятами можем достаточно легко, по-дружески общаться на разные темы, но предмет я спрашиваю строго, и они это знают. С опытом, я поняла, что в отношениях с учащимися очень важно все-таки чувствовать определенную грань. Не стоит доходить до панибратства, иначе, будет страдать дисциплина и качество знаний, и в то же время нельзя быть слишком жестким, иначе потеряешь их доверие.
- А вообще, что самое важное в работе с учащимися?
- Важно чувствовать детей, быть с ними на одной волне. Чтобы и учитель и ученики понимали: мы - соратники, делаем одно дело, только один дает знания, а друге берут их.
Я проводила анкетирование среди школьников, где был вопрос, имеет ли значение для детей возраст учителя? 80 процентов сказали — нет. Для них главное, как он к ним относится учитель, готов ли понять и принять их.
- Что вы можете сказать о коллективе Майминской СОШ № 3?
- Коллектив у нас хороший, устоявшийся, среди педагогов очень много сильных личностей, с непререкаемым опытом, отточенным годами. На многих хочется ровняться, брать пример. Это такие люди как, Надежда Нифантьевна Рождественская, Зоя Григорьевна Черных, Валентина Ивановна Кузнецова и другие. Есть и молодое поколение учителей, которые вносят что-то новое в педагогическую работу, к их числу отношусь и я.
- Что вы хотели бы пожелать свои коллегам?
- Оптимизма, творческих идей, стабильности в семье.
- И, наверное, высоких зарплат?
- Нет, я не стала бы желать больших капиталов. Я вообще считаю, что учитель — это альтруист. Стоит помнить, в эту профессию мы приходим не брать, а отдавать, каждый из нас знал куда шел. Нужно просто получать удовольствие от работы, ведь когда это происходит как-то забываешь о финансовой составляющей. А когда начинаешь думать о деньгах нравственная сторона страдает, а мы, учителя, все таки мы несем некое духовное начало.
ЦИТАТА:
Я росту вместе с детьми, он меня учат. Бывают ситуации, когда я понимаю, дети правы а я нет. Я тоже могу делать ошибки и не боюсь признавать их перед своими учащимися.
Светлана Костина