Е.Н.Фабричная                       Республика Алтай, Майминский район, с.Майма,  

Зам.директора поВР                                  МОУ  «Майминская СОШ№3»

 

           ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

                             КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ  ПО БИОЛОГИИ.

“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

                                                                                                         А. Франс.

  В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить игра. Что такое игра? Одно из определений словаря русского языка Ожегова называет игрой занятие, служащее для развлечения и отдыха. Игра, как форма учебных занятий, может использоваться на уроках комплексного применения знаний по биологии, на заключительных уроках по темам, в рамках недели биологии. Учитывая самостоятельность мышления и быстроту умственной деятельности при решении нестандартных вопросов, игра на уроке биологии помогает учителю отслеживать динамику развития личности ученика в плане интеллектуальных способностей. Использование различных игровых методик вызывают огромный интерес у учащихся.

   В данной статье предлагается материал игры «Лабиринт», «Лифт нового поколения» которые можно проводить во всех классах и использовать как закрепление материала так и проверку знаний. Игры («Лифт» и «Лабиринт») требуют навыки владения компьютером и умения пользоваться программой Microsoft Office PowerPoint.

    Для игры «Лабиринт» составляются вопросы (их количество определяет учитель)степень сложности вопросов должна быть различная, на каждый вопрос учителем предлагается несколько вариантов ответов. Перед началом игры детям предлагается на первом слайде табло с лабиринтом (см. рис.1). Класс делится на 2 команды. Жребием или учителем определяется, чья команда начнет игру. На втором слайде появляется вопрос и варианты ответов на управляющих кнопках. Если вариант ответа верный, то переход к следующему вопросу, если вариант ответа не верный, то возврат к предыдущему вопросу. В лабиринте есть несколько ключевых и соответственно более сложных вопросов при не правильном ответе на них, например, с 18 вопроса возвращаемся на 7 и все проходим заново. Таким образом, еще глубже

          Рис.1   запоминая  материал. В лабиринте имеются окна: «А вы

Знаете?», «Отдохнем».  Игра имеет командный режим, та команда которая не верно ответила передает ход другой команде. Тем самым ребятам приходится следить за правильностью ответов, так как если придется вернуться на начало им нужно знать уже пройденные ответы. Игра динамична , интересна и способствует хорошему закреплению знаний.

    Еще одна увлекательная, ни на что не похожая игра, подходящая как старшеклассникам, так и малышам это «Лифт нового поколения». Как контрольную провести весело и без напряжения, подскажет «Лифт».  Для игры класс делится на 3 команды. Оборудование: ноутбук, проектор, доска для подсчета баллов, бумажные лифты ( отрезки бумаги к которым крепятся лентообразно  бутафорские лифты – три летны на каждой по лифту) Командам предлагается четыре испытания: Пробное, эксплутационное, испытание грузоподъемности и скоростных характеристик. Пробное испытание: Данный подъем носит подготовительный характер. Каждая команда осуществляет по 3 пробных подъемов-спусков, поднимаясь вверх или опускаясь вниз только на один этаж. Техническая часть пробного испытания предполагает командное решение. На обдумывание вопросов 5 сек. Точкой отсчета является первый этаж, подниматься можно на один этаж, спуск при не правильном ответе то же на один этаж, опускаться можно в гаражный отсек (-10), подвальный(-20),и подземный(-30). На экране появляется слайды с вопросами и вариантами ответов. Эксплуатационное испытание  проходит в три этапа. Команды имеют возможность по три раза воспользоваться лифтом, проверяя его маневренность. Путем поднятия сигнальной карточки(1,2,3) можно подняться за один раз на 1, на 2, и на 3 этажи выбрав себе соответственно уровень вопроса. В случае не правильного ответа опускаются на заказанное количество этажей.  При испытании грузоподъемности Командам предстоит провести экспериментальные расчеты. Каждая команда будет совершать по три подъема, но с разным количеством игроков. 1-ин игрок поднимает команду на 3-и этажа сразу если ответит правильно(спуска вниз не предусмотрено), но этот игрок не сможет участвовать при последующих подъемах, 3-и игрока поднимут команду на 2-а этажа(могут советоваться), а 5-ть игроков поднимут команду на 1-ин этаж. Если игроки отвечают не верно штрафуются на (-30). И завершает игру скоростные характеристики лифта. Команды должны кто быстрее дать понятия определениям. Каждая команда отвечает на листах, подбегая к установленному месту. Участвует вся команда по очереди. В конце идет подсчет очков. Выигрывает та команда, которая выше всех поднялась и набрала большее количество баллов. Вся игра сопровождается презентацией на которой высвечиваются не только вопросы, но и различные картинки сопутствующие теме.

    Наполняя своим материалом игровую технологию можно использовать на любом предмете.  Мною разработаны и составлены в электронном виде более 40 различных игровых методик: зоологическая мозаика, путешествие по клетке, блесни умом, аукцион знаний, морской бой, игра-путешествие и пр.